Введение ФГОС в ДОУ. Что ждать родителям?
  • Принимаем с любовью, выпускаем с гордостью! МБУ детский сад № 43 «Гнёздышко» г. Тольятти

Коррекционно-развивающая работа

Введение ФГОС в ДОУ

Консультация для родителей по теме: «Введение ФГОС в ДОУ»
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
• дать представление о том, что такое ФГОС;
• в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
• показать родителям презентацию преимущества.

Уважаемые родители!!!
Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ
Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его называют « Стандарт второго поколения»?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
• 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
• 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.
ФГОС включает в себя требования к:
o структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
o условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
o результатам освоения основных образовательных программ.
Программа
Образовательная деятельность- 60%.
Дополнительная деятельность -40%.
Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.
В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.
Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательно развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
o Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
o Любознательность;
o Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
o Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
o Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
o Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
o Развитая крупная и мелкая моторика;
o Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3. уважение личности ребенка;
4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно - подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- Содержательная насыщенность
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Вариативность
- Доступность
- Безопасность
Требования к финансовым условиям
Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов:
- расходы на оплату труда
- расходы на средства обучения и воспитания (учебное издание, дидактические, аудио и видео материалы, спец одежды, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное оборудование, услуги связи в т.ч. интернет)
- расходы связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
2. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
3. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
4. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
5. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

 

 

ФГОС ДО. Взгляд педагога

Консультации для воспитателей по ведению ФГОС ДО

Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Мы постараемся наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО.

Предлагая вашему вниманию данный материал, мы искренне надеемся, что он вам пригодится.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой?

  • требования к программе;
  • требования к условиям;
  • требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

  1. Не является ли Стандарт риском для системы образования? 
  2. В чем уникальность Стандарта? 
  3. Каковы будут результаты? 
  4. Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
  5. Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта?
Воспитатели:

  • Обеспечения безопасности;
  • Толерантного отношения со стороны родителей;
  • Снижение документооборота;
  • Больше доступных образовательных программ;
  • обучение счету и письму должно быть в школе;
  • желание обучаться – курсы ПК

Учителя:

  • ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;
  • послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

Родители:

  • за раннее и ускоренное развитие;
  • за образование отвечает государство;
  • главное – здоровье детей;
  • кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:

  1. Закон «Об образовании РФ»;
  2. Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Закон об образовании РФ;
  3. Конституция РФ. 
  4. Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает:

  • доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право. 
  • Обнародование Стандарта в 2013 году. 
  • Введение Стандарта с 1 января 2014 года;
  • Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
  • Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
  • Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
  • Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

  1. Единство образовательного пространства: обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
  2. образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.) 
  3. развивающая предметно-пространственная среда;
  4. социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

ФГТ
2 группы требований:

  • к структуре ООП;
  • к условиям реализации ООП;

4 направления развития;
10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
20% - вариативная
ФГОС ДО
3 группы требований

  • к структуре ООП;
  • к условиям реализации ООП;
  • к результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

  1. Физическое развитие
  2. Познавательное развитие;
  3. Художественно-эстетическое развитие ; 
  4. социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
  5. речевое развитие

60%- обязательная часть программы;
40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»
ФГОС ДО
3 группы требований

  • к структуре ООП;
  • к условиям реализации ООП;
  • к результатам освоения ООП

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

  1. Пространственно-временные- пространство и игрушки;
  2. Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
  3. Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. 

Главное условие – численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям:

  1. Психолого-педагогические;
  2. Кадровые;
  3. Материально-технические;
  4. Финансовые;
  5. К предметно-развивающей среде. 

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. 
Оценка профессиональной деятельности педагога:

  • динамика развития интегративных качеств педагога;
  • положительное отношение ребенка к детскому саду;
  • высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. 

Требования к результатам освоения программы:
Основной результат – это социализация детей.

  1. Результат социализации;
  2. Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения. 

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

  • Инициативность
  • Самостоятельность
  • Уверенность в себе
  • Воображение
  • Физическое развитие
  • Волевые усилия
  • Любознательность
  • Интерес ребенка. 

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться:

  1. Педагогический процесс;
  2. Условия (социальная ситуация развития) ;
  3. Педагогические кадры. 

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
Авторами примерных ООП разработаны:

  1. Варианты сетки занятий;
  2. Парциальные программы;
  3. Формы планирования;
  4. Режим дня, жизнедеятельности;
  5. Методическое обеспечение;
  6. Учебный план;
  7. Мониторинг. 

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

  1. Разработана и утверждена ООП ДОО;
  2. Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
  3. Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
  4. Определен перечень парциальных программ;
  5. Разработаны локальные акты;
  6. Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
  7. План методической работы к введению ФГОС ДО;
  8. Осуществлено повышение квалификации педагогов;
  9. Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Родителям

Родителям

Анкета по ФГОС для воспитателей

Анкета «ФГОС ДО. Взгляд педагога»

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам принять участие в анкетировании по теме ФГОС ДО.
Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

%Голосование 2%

====================================

Контактная информация

Логотип детского садаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 43 «Гнездышко» городского округа Тольятти
Наш адрес:
1 корпус - 445017, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гагарина, дом 12;
2 корпус - 445017, РФ, Самарская область, г. Тольятти, Молодежный бульвар, дом 27.
Телефоны:
1 корпус: 8(8482) 26-32-12
2 корпус: 8(8482) 22-12-44
Факс: 8(8482) 36-32-72
e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.